В Нижегородской области фермерам дали «зелёный свет»  |  Инновационная Интернет-газета «ВАЙЕНШТЕФАН»

Поручение о предоставлении нижегородским фермерам возможности торговать в чистых, оснащённых современным оборудованием помещениях дал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

Надо дать нижегородским фермерам возможность торговать в чистых, оснащённых современным оборудованием помещениях. Об этом губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заявил по итогам инспекции торговых рядов «Жар-птица» в Нижнем Новгороде. В мероприятии также приняли участие заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Олег Сорокин и глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин.

Как отметил губернатор, в торговых рядах «Жар-птица» созданы благоприятные условия для работы нижегородских сельхозпроизводителей. «Здесь есть товары из других регионов, но значительную часть продукции представляют наши, нижегородские производители сельхозпродукции, пищевые предприятия, - сообщил Валерий Шанцев. - Самое главное, что нет посредников, поэтому покупатель приобретает продукты напрямую от производителя. Мне нравится, что администрация торговых рядов установила льготную арендную плату для региональных производителей».

По словам директора управляющей компании «Директория» Александра Коковича, «в торговых рядах «Жар-птица» производителям предлагают как договоры о постоянном размещении, так и возможность приехать для торговли на один день. Стоимость такой аренды – 200 рублей, это немного. Фермеру нужно только вырастить продукцию и подготовить её к продаже, а затем приехать к нам на один день и реализовать её. Сейчас нижегородские производители составляют порядка 80% всех операторов, торгующих продовольственными товарами. Очень приятно, что активно откликаются фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, подсобные хозяйства региона».

«Я убеждён, что нижегородцы должны иметь возможность покупать свежие продукты непосредственно у производителей, в условиях, которые позволяют обеспечить безопасность этой продукции, там, где чисто, тепло, есть кондиционирование и холодильное оборудование, - заявил глава региона. - Я дал руководству Нижнего Новгорода поручение не допускать торговли с нарушением санитарных требований. К сожалению, иногда в регионе встречаются такие рынки, куда страшно зайти. Такие торговые площадки надо закрывать, одновременно открывая новые торговые места для фермеров в обустроенных, комфортных помещениях».

По данным управляющей компании «Директория», все технологическое оборудование, а именно холодильники, холодильные прилавки для мяса и рыбы, сыров и молочной продукции, развалы для фруктов и овощей, аквариумы, установлено за счёт компании и передаётся операторам на безвозмездной основе. При формировании состава операторов предпочтение отдается производителям продукции и фермерским хозяйствам. Из 306 торговых мест фермеры и производители занимают 91 место, индивидуальные предприниматели – 169.

Как сообщил глава Нижнего Новгорода Иван Карнилин, «торговые ряды «Жар-птица» -- это по-настоящему современный рынок, которого так не хватало в нашем городе. Здесь комфортные условия и для фермеров, и для покупателей: чисто, светло, удобно, гарантия качества продукции. Я вижу, что горожанам нравится здесь. А значит, этот опыт мы будем развивать: разработаем дорожную карту по созданию в Нижнем Новгороде ещё нескольких подобных торговых объектов. Такую задачу поставил губернатор, и мы её выполним».

«Очень важная миссия, которую должны выполнять такие рынки, как торговые ряды «Жар-птица» -- это помощь и поддержка нижегородских фермерских хозяйств, - заявил заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Олег Сорокин. - Мы убедились, что они могут производить качественную продукцию. Но понятно, что попасть со своим штучным товаром на прилавки торговых сетей фермерам очень тяжело, плюс этот товар сразу увеличивается в цене, в лучшем случае, в полтора, а то и в два раза. Поэтому задача торговых рядов «Жар-птица» – дать таким фермерским хозяйствам возможность общаться с покупателем напрямую».

Как подчеркнул Олег Сорокин, «очень важно связать такие проекты с программами областного правительства по поддержке сельхозпроизводителей, потому что не все фермеры знают о том, что есть возможность продавать свою продукцию в таких торговых рядах, что здесь не будут обременять высокой арендной платой».

На сегодняшний день малых форм хозяйствования Нижегородской области насчитывается по их видам: личных подсобных хозяйства – 546 900, крестьянских (фермерских) хозяйств – 2 259, сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 7.

В структуре производства продукции растениеводства по категориям хозяйств Нижегородской области в 2016 году существенную роль играли малые формы хозяйствования. Так, всего зерна было произведено 1 184, 2 тыс тонн, из них КФХ произвели 14,3%, ЛПХ 0,4% и СХО 85,3%. Картофеля всего произведено 836, 6 тыс. тонн, из них СХО произвели 28,6%, КФХ 10,4% и ЛПХ 61,0%. Овощей всего произведено 320,5 тыс. тонн, из них СХО 11,6%, КФХ 1% и ЛПХ 87,4%.

Структура производства продукции животноводства по категориям хозяйств Нижегородской области также наглядно демонстрирует большой вклад малых форм хозяйствования. Молока было произведено всего 602,7 тыс.тонн, из них СХО 73,3%, ЛПХ 17,7% и КФХ 9,5%. Мясо (скот и птица) в живом весе произведено всего 151,4 тыс.тонн, из них СХО 71,3%, ЛПХ 15,5% и КФХ 2,3%.

Действуют следующие меры государственной поддержки малых форм хозяйствования:

1. Финансовая поддержка всех форм хозяйствования по отрасли животноводства, в том числе: субсидии за каждый реализованный килограмм молока собственного производства (около 2 рублей); при строительстве животноводческих объектов для КРС специализированных мясных пород: от 100 голов и выше предусмотрено 40 тысяч рублей за одно скотоместо маточного поголовья (до 100 голов – 20 тысяч рублей) и 10 тысяч рублей — при реконструкции; - на содержание маточного поголовья мясного скота – 2000 рублей на одну голову в год при условии сохранения численности маточного поголовья мясного скота к уровню поголовья на 1 января отчётного года;

2. С 2013 года введена несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства: поддержка будет предоставляться получателям в расчёте на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур под урожай текущего года;

3. Личные подсобные хозяйства получают финансовую поддержку из областного бюджета в размере 1-ого рубля за килограмм реализованного молока в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, субсидия на возмещение части затрат на оплату услуг по подготовке проектной документации в размере 2 тысяч рублей на одно скотоместо дойного стада и прохождению экспертизы проектной документации в размере 0,5 тысяч рублей на одно скотоместо, но не более 80% от стоимости оказанных услуг.

4. Субсидия на строительство животноводческих объектов по производству молока предоставляется получателям в следующих размерах: - 60 тысяч рублей на одно скотоместо дойного стада при условии строительства объекта мощностью до 250 голов дойного стада включительно; - 70 тысяч рублей на одно скотоместо дойного стада при условии строительства объекта мощностью от 251 до 399 голов дойного стада включительно; - 100 тысяч рублей на одно скотоместо дойного стада при условии строительства объекта мощностью от 400 до 599 голов дойного стада включительно; - 120 тысяч рублей на одно скотоместо дойного стада при условии строительства объекта мощностью от 600 до 799 голов дойного стада включительно; - 140 тысяч рублей на одно скотоместо дойного стада при условии строительства объекта мощностью 800 и более голов дойного стада.

5. Меры государственной поддержки кадрового потенциала: 1. Молодому специалисту на срок до двух лет устанавливается ежемесячная доплата к заработной плате в следующих размерах: - имеющему высшее профессиональное образование - 2500 рублей;. - имеющему среднее профессиональное образование - 2000 рублей. 2. Выплата молодому специалисту единовременного пособия в случае заключения им трудового договора с сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством на срок не менее 5 лет: - 100 тысяч рублей имеющему высшее образование; - 70 тысяч рублей имеющему среднее профессиональное образование. На эти цели ежегодно выделяется более 28 миллионов рублей

6. Меры государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации: - для организации двухуровневой системы кредитной кооперации правительством Нижегородской области была оказана финансовая поддержка в 2008 году кредитным кооперативам первого уровня в размере 30 млн. рублей и в 2009 году на создание гарантийного фонда областному кредитному кооперативу 2-го уровня 30 млн. рублей.

Поддержка, реализуемая АНО «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства» играет также важную роль. Поручительства для малого бизнеса и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства при недостаточности обеспечения для получения кредита в банке поручительство агентства выдаётся по кредитам, полученным на срок от 1 года и на сумму свыше 1 млн. рублей. Размер одного поручительства не должен превышать 70 % от суммы обязательств заёмщика, а также максимальной суммы поручительства -- 25 млн. рублей. Стоимость поручительства составляет 0,5% годовых от суммы поручительства. Программа предоставления микрозаймов для малого бизнеса удобна и выгодна для фермеров. Основные параметры выдаваемых микрозаймов: - микрозаймы суммой от 50 000 до 100 000 рублей, на срок от 6 до 9 месяцев; - микрозаймы суммой от 101 000 до 300 000 рублей, на срок от 6 до 12 месяцев; - микрозаймы суммой от 301 000 до 600 000 рублей, на срок от 3 до 12 месяцев.

С 2012 года Минсельхозом России началась реализация двух ведомственных целевых программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. Данные программы предполагают: 1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; 2. Гранты на развитие семейных животноводческих ферм.

Финансирование программы «Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2016 годы» Общий объём финансирования программы составил 372,4 млн. рублей, в том числе: - общий объём финансирования программы из бюджета Нижегородской области составил 141,9 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год – 43,4 млн. рублей; 2013 год – 38,5 млн. рублей; 2014 год – 20,0 млн. рублей; 2015 год – 20,0 млн. рублей; 2016 год – 20,0 млн. рублей. - Общий объём финансирования программы по годам из средств федерального бюджета составил 230,5 млн. рублей, в том числе: 2012 год – 45,2 млн. рублей; 2013 год – 38,6 млн. рублей; 2014 год – 19,59 млн. рублей; 2015 год – 63,461 млн. рублей; 2016 год – 63,636 млн. рулей.

Благодаря реализации программы в 2012-2016 годах получили гранты: - 153 начинающих фермера, которые с помощью государственной поддержки осуществляют развитие своих фермерских хозяйств; - 112 животноводческих ферм на базе семейных фермерских хозяйств; - создано на селе дополнительно 634 рабочих места; - закуплено 10 174 головы сельскохозяйственных животных и птицы; - приобретено 557 единицы сельскохозяйственной техники и оборудования; - оплачено налогов победителями грантов – 63, 3 млн.рублей.

На 1 января в Нижегородской области официально зарегистрированы сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 36, из них: кредитных – 14, снабженческо-сбытовых – 20, перерабатывающих – 2. Целями и задачами создания и развития системы кооперации являются: обеспечение занятости и улучшение качества жизни населения в сельской местности, вовлечение ЛПХ в товарное производство, повышение доходности деятельности ЛПХ и КФХ через развитие сельскохозяйственной кооперации, обеспечение доступа к рынкам сбыта (государственные закупки, торговые сети, оптовые и розничные рынки), снижение себестоимости производства продукции, формирование стратегии производства в МФХ, увеличение объёмов и качества производимой продукции.

Модель успешного развития кооперации на региональном уровне заключается в системном развитии, а именно: приоритетности аграрной политики и формировании системы администрирования кооперативного строительства; развитой региональной нормативной базы развития кооперации; современной инфраструктуре развития кооперации; повсеместном и качественном информационном и методическом обеспечении.

11 сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Нижегородской области занимаются сбором молока от личных подворий. Ими с 2009 по 2016 годы принято более 58 тысяч тонн молока от хозяйств населения. Действует кредитный кооператив 2-ого уровня, который объединяет районные кредитные кооперативы 1-ого уровня. - В области работает Нижегородский Облпотребсоюз. В зоне его деятельности находится более 2,5 тысяч сельских населённых пунктов. В системе действует 20 заготовительных пунктов, а так же более 500 магазинов закупают сельскохозяйственную продукцию от населения.

Для реализации программы по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) работают программы: - Минсельхозом утверждена региональная программа «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Нижегородской области на 2016-2020 годы»; - В 2017 году предусмотрено на реализацию программы 4 млн. руб. из областного бюджета и 12 млн. руб. из федерального бюджета; - проходит согласование новый порядок предоставления поддержки СПоК в рамках «единой субсидии»; - проводится работа с администрациями муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, Облпотребсоюзом, переработчниками, КФХ по организации СПоК; - проводится ревизия работающих СПоК; - разрабатываются методические материалы о сельскохозяйственной потребительской кооперации.



Источник: Инновационная Интернет-газета «ВАЙЕНШТЕФАН»