Нижегородская ГСХА сегодня: мысли глобально -- действуй локально!

 

27 октября 2017 года в  научно-преподавательский состав ФГБОУ ВО "Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия" отметили "День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Нижегородской области" лирическим чаепитием: вспомнили прошлое вуза, поговорили о настоящем, помечтали о будущем.

 

Сегодня, 27 октября, в день работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии обычный рабочий день: преподаватели заглядывают в записи перед занятиями, студенты занимают места в аудиториях, аспиранты облачаются в белые халаты, крышу актового зала академии порекрывают новым материалом. В сквере перед главным корпусом своя жизнь: мамы и бабушки из соседнего микрорайона вывели на прогулку малышню. И как-то забываются картины из недавнего прошлого вуза, а, ведь, они были иными. За несколько лет в вузе произошли большие изменения.

Пять лет назад студентов просто нельзя было пускать в некоторые аудитории: крыши текли, помещения находились в аварийном состоянии. Сохранились документы, в которых отражены результаты обследования материально-­технической базы: разрушены практически все коммуникации, существует угроза обрушения ряда зданий и сооружений, территория захламлена, не обустроена и зарастает сорняками. Фотографии санузлов в общежитиях той поры приводят в унылое состояние. Не все жилые корпуса были готовы к отопительному сезону, а на носу была зима.

И такое вот наследство досталось новому ректору сельхозакадемии Александру Самоделкину. Пришлось ему тогда принимать кардинальные меры, чтобы исправить ситуацию. Так, построили новую теплотрассу к двум основным общежитиям-девятиэтажкам,  шаг за шагом стали приводить в порядок остальное хозяйство. Вот выдержки из недавно проведённого обследования: выполнен капитальный ремонт крыш, аварийных несущих стен учебных корпусов и общежитий, аудиторий, спортивного комплекса; ведётся планомерная работа по приведению условий проживания студентов к санитарно­-гигиеническим требованиям.

В общежитиях живут сельские ребята, они не столь требовательны к бытовым условиям, как городские, но это не значит, что можно ставить заботу о повседневной жизни на второй план. Вуз несёт ещё и воспитательную функцию, культура быта -- важный элемент.

Находить средства на ремонт непросто, но НГСХА выкраивает их из собственного бюджета, привлекает меценатов. Есть в академии целые аудитории, которые отремонтированы за счёт спонсорских средств. Очень помогает, к примеру, Сеймовская птицефабрика.

Стоит отметить, что академия взаимодействует с предприятиями и организациями АПК по целому ряду направлений, к примеру, по вопросам обучения студентов. Ребята проходят практику в хозяйствах, в том числе целыми трудовыми отрядам. Таких отрядов на сегодня 15, есть даже международный. Возрождаются стройотрядовские традиции. Среди хозяйств­партнёров  колхозы: имени Куйбышева и имени Горького, Городецкого и Уренского районов, сельхозпредприятие «Семьянское» Воротынского района, «Румянцевское» Дальнеконстантиновского района, «Дубенское» Вадского района, «Нива» Лысковского района, агрофирмы «Земля сеченовская» и «Земля сергачская». В списке практически все лидеры аграрного производства области.

Есть, так называемые, базовые хозяйства, где действуют кафедры. В «Ждановском» Кстовского района базируется кафедра экономики и организации сельхозпроизводства, в «Пушкинском» Большеболдинского --­ кафедра селекции и семеноводства. Да и весь Большеболдинский район не так давно стал базовым для НГСХА. Там организована кафедра развития сельских территорий, которую возглавил глава местного самоуправления Владимир Кочетов. Подобный опыт ещё поискать в стране. Идея родилась так: Большое Болдино -- туристический центр, здесь знают народные обряды, умеют встречать гостей, проводить праздники; спрашивается, почему бы здесь не обучать студентов. Это же раскрытие творческого потенциала ребят, а ещё ­система непрерывного обучения.

Под непрерывным обучением часто понимают цепочку «школа – техникум --­ вуз». В НГСХА смотрят шире: непрерывное обучение может идти не только по вертикали, но и по горизонтали: вместе с основной профессией можно получать дополнительные, даже не связанные с основной. Это интересно студентам, к тому же и в жизни пригодится. Плохо ли, когда агроном может ещё и праздник организовать со знанием дела?!

Россельхознадзор по Нижегородской области и Республике Марий Эл тоже в числе партнёров сельхозакадемии. Он располагает современной лабораторной базой, где можно проводить множество исследований. Как известно, специальное оборудование ­-- большое подспорье в учебном процессе и научных изысканиях.

Вместе с тем академия ведёт модернизацию своей научно­-технической базы. Недавно создана лаборатория лазерной микроскопии. Поражает здесь многое: от белых стульев до электронного микроскопа. У аппарата мы познакомились с аспирантами Андреем Беловым и Валентиной Урюповой. Подобное оборудование в России ­ редкость, наберётся не больше десятка экземпляров. Академия договорилась с фирмой­-изготовителем, чтобы его поставили с целью испытаний. Сам же вуз использует лабораторию для изучения различных биоматериалов, что позволяет развивать биотехнологии. Разработка экологически безопасных методов ведения сельхозпроизводства ­-- одно из основных направлений деятельности НГСХА.

Ежегодно Министерство образования и науки РФ проводит конкурс «Умник» среди студентов. Воспитанники сельхозакадемии сумели заявить о себе на этом конкурсе. Уже несколько представителей вуза становились победителями. Как правило, для ребят это первый шаг в большую науку. Многие потом идут в аспирантуру и остаются работать в вузе преподавателями.

Один из лауреатов, Александр Ветчинников, позднее стал обладателем гранта фонда фундаментальных исследований. Занимается изучением процесса выращивания растений в воздушной среде, без почвы, когда питание корням доставляется в виде аэрозоля. Такой способ называется «аэропоника» и считается перспективным.

Вообще, объёмы научных исследований в вузе увеличились за несколько лет в шесть раз. Этого удалось добиться во многом за счёт привлечения грантов, а также благодаря взаимодействию с предприятиями и организациями аграрного сектора. Обеспечение деятельности предприятий охватывает самые разные направления: от исследования состава почв до внедрения новых составляющих в рацион кормления сельскохозяйственных животных. Разработки вуза не раз признавались успешными на российских и международных выставках. Подтверждение тому -- более 50 медалей и ряд дипломов.

Удостаивался вуз наград, скажем, за такой поистине уникальный проект, как новая национальная система квалификаций в АПК. Эта тематика крайне актуальна сегодня в стране. «На федеральном уровне нам предложили классифицировать все профессии в современном агропромышленном комплексе», - ­ говорит ректор НГСХА, доктор биологических наук, профессор Александр Самоделкин. ­Классификация необходима для правильного понимания процессов на рынке труда, развития системы аграрного образования, прогнозирования потребности в специалистах и выстраивания всей экономической политики в сельском хозяйстве.

Работа предстоит ещё большая, но высокие конкурсные оценки престижных выставок, таких, как «Агрорусь» в Санкт-­Петербурге, «Золотая осень» в Москве говорят сами за себя, что мы на правильном пути. «Вообще, если у нас что-­то и получается, то во многом благодаря управленческой команде ­-- первому проректору Георгию Жданкину, проректорам Елене Дабаховой, Владимиру Бессчётнову, Владимиру Иванову. Иногда перед ними стоят задачи, которые кажутся невыполнимыми. А они справляются!», - убеждён Александр Самоделкин.

Заглядывая в историю вуза, страшно вспомнить, как в недалёком 2012 году Нижегородская сельхозакадемия занимала последние места в рейтинге аграрных вузов страны и признавалась неэффективным учебным заведением, что могло привести к закрытию. И вот на днях Александра Самоделкина пригласили на аттестационную комиссию в Москву с отчётом о проделанной работе. Оценка дана высокая. Ректоры из других регионов после заседания подошли к Александру Самоделкину и пожали ему руку. Даже, может быть, эта «человеческая» оценка и выше той, что поставила уважаемая аттестационная комиссия.

И действительно, по всем наиболее актуальным вопросам в плане своевременной подготовки высококвалифицированных аграрных кадров и ряду других вопросов в своём регионе НГСХА своевременно разрабатывает принципиально новые решения.

Напомним, в рамках пленарного заседания 19-той российской агропромышленной выставки «Золотая осень» главой Минсельхоза России Александром Ткачёвым были выделены актуальные глобальные тренды развития АПК и поставлены задачи подведомственным Минсельхозу России заведениям, в том числе и аграрным вузам, как ведущему звену подготовки сельскохозяйственных кадров и источнику развития аграрной науки. Министр Ткачёв выступил на агробизнесфоруме «Лидерство российского АПК: как обеспечить качественный рост», модератором которого был заместитель директора ГТРК телеканал «Россия» Сергей Брилёв. Среди основных глобальных вызовов, отмеченных Александром Ткачёвым, прослеживались улучшение экологии, развитие биотехнологии, разработка и внедрение новых профессиональных стандартов, закрепление кадров на селе. Также, участники агробизнесфорума в формате открытой дискуссии обсудили основные тенденции на российском и мировом рынке сельхозпродукции и пищевой промышленности, мировой опыт развитых рынков АПК. Речь шла о роли малого и среднего бизнеса, сельхозкооперации в производстве и продвижении высококачественной сельхозпродукции, продуктов питания и напитков, а также о новых рынках сбыта отечественной сельхозпродукции с высоким уровнем переработки и многом другом.

По мнению ректора НГСХА Александра Самоделкина, только общими усилиями вместе с Минсельхозом России, аграрными вузами, органами исполнительной и законодательной власти мы сможем продолжить развитие АПК страны и совместно выработать ответы на все непростые современные глобальные вызовы, подробно обозначенные Министром сельского хозяйства Российской Федерации Александром Ткачёвым.

 

 

Василий Тютин.

 

Источник: СМИ Вайенштефан.