НСА: выводы по докладу ЦБ РФ могут стать базой для
стратегии развития агрострахования
Национальный
союз агростраховщиков позитивно оценивает выводы,
сделанные по итогам общественных консультаций по вопросам доклада Банка России
о развитии агрострахования с государственной поддержкой.
Об этом заявил президент НСА Корней Биждов,
комментируя публикацию итогов Банком России. Предложения и замечания,
высказанные в рамках обсуждения доклада, будут учтены Банком России при
подготовке концепции законодательных изменений в сфере агрострахования
с господдержкой.
Президент
НСА отметил своевременность выхода доклада «Предложения по развитию
сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в РФ», который
был выпущен регулятором финансовой отрасли в 2017 году. «Основы действующей
системы агрострахования с господдержкой
разрабатывались восемь лет назад, соответствующий закон вступил в силу с 2012
года, – пояснил Корней Биждов. – Сейчас идет
выработка новой Госпрограммы развития сельского хозяйства на следующее
десятилетие, и система агрострахования должна
соответствовать новым вызовам».
«За этот
период, благодаря стабильности государственной поддержки в рамках Госпрограммы
развития сельского хозяйства, отрасль АПК в России не только вышла на
траекторию роста, но и существенно изменилась качественно, – прокомментировал
президент НСА. – В 2017 году валовая продукция сельского хозяйства России на
1,9% превысила уровень 1990 года, в растениеводстве – на 42,2%. Агросектор в целом перестал быть убыточным, как это было до
2014 года: по оценкам ВНИИЭСХ, рентабельность отрасли по итогам 2017 года
составляет 14,3%, без учета субсидий – 8,5%.
АПК
стал привлекать инвестиции, возросла роль крупных холдингов, одновременно
встает вопрос о дальнейшей судьбе малого и среднего фермерства, необходимости
его кооперации. Агросектор ставит вопросы о развитии
технологий, выборе стратегических приоритетов господдержки, расширении
доступных аграриям механизмов финансовой стабилизации на случай потерь.
Страхование должно учитывать эти запросы. Поэтому НСА поддерживает предложение
расширить возможности страхования на условиях господдержки с учетом
потребностей различных групп аграриев».
Главное
изменение в системе агрострахования, которое
предложено участниками обсуждения доклада Банка России, - это отказ от жесткого
закрепления в законе подробных условий страховой защиты, оплату которой
субсидирует аграриям государство. На уровне закона должны определяться только
основные общие требования к программам страхования, а также базовые условия
господдержки. Конкретные программы страхования, ориентированные на потребности
аграриев, государства и страховщиков, должны утверждаться подзаконными актами.
«Это предложение соответствует мировой практике систем агрострахования.
Такой порядок позволит оперативно вводить новые программы с учетом возникающих
потребностей агробизнеса, в то время как изменение
закона занимает не менее года», – пояснил Корней Биждов.
Если это
изменение будет принято, то в первую очередь аграриям могут стать доступны на
условиях господдержки такие страховые программы, как страхование затрат на
производство сельскохозяйственных культур, защита рисков выращивания сельхозкультур в закрытом грунте, расходов на пересев
озимых и на борьбу с особо опасными болезнями животных, страхование залогового
имущества. Будет востребовано сближение программ субсидируемого агрострахования со страхованием залогов при получении
кредитов – условия такого страхования предлагается стандартизировать. Кроме
того, появится возможность ввести особые программы страхования малых и средних
фермерских хозяйств. Участники дискуссии полагают, что их страхование
возможно ввести также на индексной основе и на особых условиях, позволяющих
снизить расходы таких хозяйств на страхование – например, с применением
коллективного страхования. Респондентами также поддержана инициатива Банка
России о возможности участия обществ взаимного
страхования (ОВС) в системе сельскохозяйственного страхования с государственной
поддержкой. При этом ввиду высокой концентрации рисков в рамках ОВС предложено
использовать облигаторное перестрахование рисков ОВС в государственной
перестраховочной компании, а также ввести специализированную систему контроля,
гарантирующую целевое использование субсидий.
Внедрение
индексных программ, а также усовершенствование процедур урегулирования убытков
в растениеводстве потребует и установления правового статуса методов
дистанционного мониторинга – с применением космических технологий и беспилотной
съемки. «Сегодня эти методы, широко применяемые в мире и уже используемые отечественными агрохолдингами, еще
не имеют четко определенного правового статуса», - пояснил Корней Биждов.
«Принципиально
важный блок рекомендаций касается государственной поддержки агрострахования
– не только вывода страховых субсидий из состава «единой» субсидии, но и
стандартизации на федеральном уровне условий ее предоставления аграриям. НСА
поддерживает вывод о том, что масштабное развитие сельскохозяйственного
страхования невозможно без совершенствования системы субсидирования, –
подчеркнул президент НСА. – По аналогии с системой льготного кредитования агропроизводителей, страхование с господдержкой нацелено на
решение общефедеральной задачи, и условия этой господдержки должны
устанавливаться на федеральном уровне».
С 1 января 2016 года на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует единое
общероссийское объединение - Национальный союз агростраховщиков.
Страховые компании, не вступившие в члены НСА, с 1 января 2016 г. не имеют
права заключать договоры агрострахования с
господдержкой. Создание централизованной системы агрострахования
в РФ предусмотрено федеральным законом от 22.12.2014 № 424-ФЗ о внесении
изменений в Закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного
страхования…» №260-ФЗ.
Василий Тютин.
СМИ Вайенштефан.