НСА: Счетная палата указала на
необходимость государственной стратегии в развитии агрострахования
«Национальный союз агростраховщиков поддерживает ключевой вывод Счетной палаты
о необходимости скоординированной на федеральном
уровне государственной стратегии развития агрострахования
в России», – заявил президент НСА Корней Биждов,
комментируя отчет Счетной палаты о проверке исполнения федерального Закона
№260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного
страхования…».
Отчет был рассмотрен на коллегии
Счетной палаты 17 апреля. В опубликованном на сайте Счетной палаты сообщении
отмечается, что снижение объема сельхозстрахования с
господдержкой и охвата им отрасли АПК происходит на фоне общего сокращения
объемов финансирования. В 2017 г. количество заключенных договоров сельхозстрахования с господдержкой снизилось в 2,2 раза по
сравнению с 2016 г. При этом страховая сумма снизилась в 1,8 раза, а сумма
страховой премии - в 3,5 раза, страховые выплаты – в
1,9 раза. Причины этого контрольный орган связал с отсутствием координации
государственной политики в области развития страхования сельхозрисков.
«Сегодня в сельхозстраховании с господдержкой
ответственность разделена. Банк России и НСА, Минсельхоз, Минфин и региональные
органы АПК имеют свои обособленные сферы компетенции, но нет ответственного за
конечный результат», – указала Счетная палата.
НСА обращает внимание, что
Законом о господдержке агрострахования №260-ФЗ
ключевая роль в организации агрострахования прямо
отведена Минсельхозу РФ – как «уполномоченному органу федеральной
исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере АПК». С другой стороны,
непосредственно за практическую организацию господдержки агрострахования
отвечают в конечном итоге органы АПК субъектов РФ. По мнению НСА, эта
особенность организации системы агрострахования и
является ее главной проблемной зоной. «НСА неоднократно подчеркивал, что
обеспечение работы механизмов агрострахования
относится к стратегическим задачам федерального уровня. Это подтверждается и
тем фактом, что агрострахование является единственным
направлением господдержки, которое регулируется отдельным федеральным законом,
– отметил К. Биждов. – У субъектов РФ нет ни
возможностей, ни стимулов к созданию на их уровне полноценной системы
управления рисками АПК, в силу величины и катастрофического характера
значительной части этих рисков».
«Именно поэтому включение агрострахования в 2017 г. в «единую субсидию» с
предоставлением регионам права самостоятельно определять, нужна ли их аграриям
поддержка агрострахования, привело к плачевным
результатам по проникновению агрострахования.
Госпрограмма развития АПК с 2018 года впервые переведена Правительством на
проектное управление, реализованы иные принципы льготного кредитования АПК.
Организация системы агрострахования также требует
федерального подхода», – заявил К. Биждов.
Счетная палата утверждает, что в
результате очистки рынка от финансово неустойчивых страховщиков к концу 2017 г.
в России осталось всего 19 компаний, которые могли заниматься сельхозстрахованием с господдержкой, что в свою очередь
могло создать проблемы для аграриев с доступом к страховой защите. Но этот
показатель не является низким: для сравнения, в США на федеральном уровне в агростраховании работает 16 страховщиков. В состав НСА
входят 7 крупных федеральных страховых компаний, филиальная сеть которых
охватывает все субъекты РФ. По данным Минсельхоза РФ, по состоянию на начало
2018 г. в каждом субъекте РФ присутствует не менее 3 агростраховщиков-членов
НСА. Согласно статистике Банка России, страховые компании в 2017 г. практически
осуществляли страхование агрорисков на различных
условиях в 76 регионах. При этом договоры страхования урожая с господдержкой
заключались в 36 регионах, страхования сельхозживотных
– в 49 регионах. Активность страховщиков на региональных рынках агрострахования в первую очередь зависит от организации
субсидирования. Если в регионе в прошлые годы были проблемы с получением
средств господдержки страхования, соответственно, это резко снижает интерес к
данному инструменту и у аграриев, и у страховщиков.
Более детального рассмотрения
требует и сопоставление показателей агрострахования с
господдержкой с сегментом несубсидируемого
страхования агрорисков. Так, тарифы сельхозстрахования с господдержкой не вполне корректно
сравнивать с тарифами страхования тех же самых объектов без господдержки, не
принимая во внимание объем застрахованных рисков.
«Когда договоры страхования с господдержкой и без нее заключаются в отношении
одного и того же объекта, то обычно речь идет о достраховании
отдельных, единичных рисков, которые не включены в перечень рисков, указанных в
законе о господдержке. То есть, по сути, происходит приобретение недорогой
дополнительной страховой услуги. Естественно, что стоимость единичной опции
намного ниже, чем основной услуги по страхованию всех 22 видов рисков,
поименованных в законе», – пояснил президент НСА.
По данным ЦБ и НСА, в 2017 г. в
РФ был заключен 881 договор страхования агрорисков на
условиях господдержки, включающий 494 договора страхования урожая и 387
договоров страхования поголовья. Одновременно было заключено 72,8 тыс.
договоров несубсидируемого агрострахования.
Структура этих сегментов рынка агрострахования
принципиально различается.
Без господдержки практически все
договоры страхования (99,7%, или 72,6 тыс. договоров) были заключены по
страхованию сельхозживотных. При этом основная часть
(68,3 тыс., или 94%) договоров страхования животных заключены с физическими
лицами, не имеющими права на получение субсидий на приобретение страховой
защиты (то есть, речь идет о договорах страхования личного подсобного хозяйства
по коробочным продуктам).
В страховании урожая наблюдается
обратная ситуация: без господдержки аграриями заключено 202 договора, в то
время как страхование с господдержкой было востребовано более чем в 2 раза чаще
– 494 договора. Эти данные свидетельствуют о прямом предпочтении со стороны
аграриев страхования рисков растениеводства именно на условиях господдержки,
что соответствует мировой практике.
В части формирования Фонда
компенсационных выплат (ФКВ), предназначенного для гарантирования выплат
аграриям на случай банкротства страховщиков, Счетная палата сообщила о
выполнении НСА требований закона. «Действительно, за 2017 г. ФКВ НСА был
сформирован полностью в соответствии с установленными требованиями, – заявил К.
Биждов. – Согласно утвержденному порядку,
перечисление взносов в ФКВ за 4 квартал 2017 г. завершилось в первом квартале
2018 г. Все члены НСА на 100% выполнили свои обязательства, объем отчислений в
фонд за 2017 г. соответствует расчетному – более 123 млн. руб.».
«НСА считает, что задачи развития
агрострахования должны быть учтены при разработке
новой Госпрограммы развития сельского хозяйства на будущее десятилетие, и
вопросам управления рисками в ней должно быть уделено особое место, –
подчеркнул президент НСА Корней Биждов. – Хочу
отметить, что с прошлого года вопрос стратегического развития агрострахования находится в фокусе внимания и
законодательной, и исполнительной власти. Банк России разработал
консультативный доклад на данную тему, НИФИ Минфина РФ выпустил отдельное
научное исследование, посвященное агрострахованию с
господдержкой. Профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации провели целый ряд
совещаний, последнее из которых – обсуждение проблем сельхозстрахования
на Экспертном совете при Комитете по финансовым рынкам Госдумы РФ 11
апреля этого года. Минсельхоз также активизировал работу по данному направлению
– в последний месяц прошли два совещания на тему агрострахования
с участием НСА. И Банк России, и Минфин, и Минсельхоз совместно с НСА поставили
задачу разработки в текущем году «Дорожной карты» развития агрострахования,
учитывающей современные условия работы отрасли АПК».
Василий Тютин.
СМИ Вайенштефан.